Номинанты премии «Онегин» 2021

«Любовь издалека» К. Саариахо
Театр «Урал Опера Балет»

«Любовь издалека» — вариация на тему популярной средневековой легенды. Герой оперы Жофре Рюдель был реальным историческим персонажем, хотя достоверно неизвестно, путешествовал ли он в Ливию ради встречи с возлюбленной. Жофре считается одним из первых провансальских трубадуров — поэтов и исполнителей песен, посвященных идеальной и далекой Даме.

Лирика трубадуров, по слову исследователя, «ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному». Именно так можно сказать об опере и ее слушателе. «Любовь издалека» не предполагает действия как такового, драматических столкновений и неожиданных поворотов событий. Это опера ожидания, опера медленного времени. Одно состояние и одна мысль раскручиваются до бесконечности. На сцене всего три персонажа, а четвертым и главным становится Средиземное море, разделяющее возлюбленных — оно затапливает сцену в мощных оркестровых интерлюдиях с хором, поющим без слов.

Человек и стихия, Восток и Запад, невозможная любовь и смерть — либреттист Амин Маалуф и композитор Кайя Саариахо затронули разом все главные темы, которые оперный театр разрабатывал четыреста предшествующих лет. «Любовь издалека» впервые была исполнена в 2000 году, с тех пор выдержала десяток постановок и теперь впервые исполняется в России. Урал Опера продолжает знакомить отечественных зрителей со значительными произведениями ХХ столетия — в эту коллекцию ранее вошли «Сатьяграха», «Пассажирка», «Греческие пассионы» и «Три сестры».

«Facing South» («Лицом на юг») Л.К. Смит
Независимый театральный проект Montecchi VS Opera

Подробнее о номинанте

5 июня 2021 года в 20.00 независимый театральный проект «Montecchi VS Opera» совместно с канадским музыкальным центром в Торонто (Canadian Music Centre) впервые в России представит оперу современного композитора Линды Кэтлин Смит «Лицом на Юг».

Канадский композитор Линда Кэтлин Смит — вторая женщина в мире, получившая престижную премию Жюля Леже в области новой камерной музыки. Её опера в десяти сценах для четырех солистов, вокального ансамбля трёх сопрано и оркестра прозвучит в Рахманиновском зале Московской консерватории. Она была создана в 2002 году на либретто Дона Ханны. В основу либретто легло историческое событие начала XX века — покорение командой американца Роберта Пири Северного полюса.
В спектакле присутствуют четыре центральных персонажа: первооткрыватель Роберт Пири, его жена Джозефина, чернокожий штурман Мэтью Хенсон и молодой эскимос, коренной житель Гренландии Миник, семью и земляков которого Пири обманом привез в Нью-Йорк и выставил в качестве живых экспонатов в Национальном музее.

«Vita Nuova (Новая жизнь)» В. Мартынов
Башкирский государственный театр оперы и балета

Опера в 2-х действиях
Либретто Владимира Мартынова и Эдуарда Боякова по одноимённому сборнику произведений Данте Алигьери
В опере использованы латинский, русский и итальянский языки
Copyright © 2017 by Donemus, The Netherlands
Продолжительность: 2 часа

Опера «Vita Nuova (Новая жизнь)» рассказывает о формировании гения Данте Алигьери. После смерти своей возлюбленной Беатриче он начинает вспоминать и анализировать свою жизнь. 
Первое действие рассказывает о периоде жизни с 9 лет - тогда он впервые встречается с Беатриче - и до настоящего времени. Данте мистик и символист, для него имеют значение цифры, и именно девятка стала для него сакральным числом. Он воссоздаёт в памяти каждую встречу с Беатриче, а их было всего четыре, и делится своими чувствами и эмоциями. Каждая встреча с любимой рождает в нём сонет и формирует его как поэта.
Во втором действии с Данте случается болезненный приступ. По замыслу создателей оперы, ему кажется, что он виновен в смерти возлюбленной. Поэт год не выходит из своей комнаты. Он переживает её смерть снова и снова, это становится его навязчивой идей.
Данте уходит служить Богу, надеясь найти покой и умиротворение и желая скрыться от собственной любви к Беатриче. Но и там он не может избавиться от этого чувства: возлюбленная приходит к нему в виде ангела. Данте возвращается к мирской жизни, понимая, что его призвание – писать, так создаётся «Божественная комедия».