Номинанты премии «Онегин» 2021

«Евгений Онегин» П.И. Чайковский
Автономная некоммерческая организация «Псков-концерт»
«Евгений Онегин» П.И. Чайковский

Важным событием Дней пушкинской поэзии и русской культуры-2021 стала  постановка оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского на сцене БКЗ Псковской филармонии. Самая популярная в мире русская лирическая опера впервые прозвучала на псковских подмостках в новой версии, где в главной роли выступил не только Евгений Онегин, но и сам роман А.С. Пушкина - артисты перевоплощались из образов всем известных героев в читателей романа, постигающих мотивы поступков своих героев. 

 Над постановкой работал совместный коллектив артистов Санкт-Петербурга и Губернаторского симфонического оркестра Псковской области под руководством художественного руководителя и главного дирижера Николая Хондзинского. Режиссер постановки - Виктор Высоцкий.

«Орфей и Эвридика» К.-В. Глюк
Театральная компания «Трикстер» (Пермь)
«Орфей и Эвридика» К.-В. Глюк

Создатели спектакля — лауреаты «Золотой маски» и участники фестиваля «Территория» Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова. Спектакль поставлен в рамках проекта «Арт лаборатории» Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании СИБУР.

Как рассказывают Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова: «Год назад мы придумали проект КУКОПЕРА — соединение оперы и театра кукол, двух самых условных театральных жанров. КУКОПЕРА не предполагает случайных и бытовых элементов на сцене. Мы создаём фантазийные миры, в которых существуют персонажи великих опер, стремясь при этом к ещё большей условности действия и сценического пространства».

Действие спектакля разворачивается параллельно в двух мирах — реальном и воображаемом. На сцене постоянно присутствует больничная палата, где находится умирающий Орфей. Она окружена теневым экраном, который отражает работу сознания Орфея. Счастливый финал оперы происходит лишь в воображении героя, в реальности это — трагедия. По замыслу авторов, таким образом бытовая реальность противопоставляется барочному сюжету оперы.

«Сказка братьев Гримм» по мотивам оперы К. Орфа «Луна»
Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
Проект арт-резиденции «Арктика открытый театр»

Приветствие театра

Одноактная опера по мотивам произведения Карла Орфа «Луна».

«Сказка братьев Гримм» — оригинальная сценическая версия, осуществленная театром по мотивам произведения К. Орфа «Луна» и адаптированная для семейного просмотра. В оригинальной режиссерской интерпретации соединено несколько времен: от средневековой деревни до столичного мегаполиса.

Эта сказка-притча о людской жадности, пороках, которые управляют людьми, и о торжестве справедливости в финале оперы.

В рамках проекта на экспериментальной площадке состоялась премьера одноактного детского оперного спектакля "Сказка братьев Гримм" по мотивам произведения Карла Орфа "Луна". Юнганс Сергей Сергеевич является руководителем Арт-резиденции "Арктика Открытый Театр"

«Любовь издалека» К. Саариахо
Театр «Урал Опера Балет»

«Любовь издалека» — вариация на тему популярной средневековой легенды. Герой оперы Жофре Рюдель был реальным историческим персонажем, хотя достоверно неизвестно, путешествовал ли он в Ливию ради встречи с возлюбленной. Жофре считается одним из первых провансальских трубадуров — поэтов и исполнителей песен, посвященных идеальной и далекой Даме.

Лирика трубадуров, по слову исследователя, «ориентирована не на достижение цели, а на переживание, которое одно способно принести высшую радость влюбленному». Именно так можно сказать об опере и ее слушателе. «Любовь издалека» не предполагает действия как такового, драматических столкновений и неожиданных поворотов событий. Это опера ожидания, опера медленного времени. Одно состояние и одна мысль раскручиваются до бесконечности. На сцене всего три персонажа, а четвертым и главным становится Средиземное море, разделяющее возлюбленных — оно затапливает сцену в мощных оркестровых интерлюдиях с хором, поющим без слов.

Человек и стихия, Восток и Запад, невозможная любовь и смерть — либреттист Амин Маалуф и композитор Кайя Саариахо затронули разом все главные темы, которые оперный театр разрабатывал четыреста предшествующих лет. «Любовь издалека» впервые была исполнена в 2000 году, с тех пор выдержала десяток постановок и теперь впервые исполняется в России. Урал Опера продолжает знакомить отечественных зрителей со значительными произведениями ХХ столетия — в эту коллекцию ранее вошли «Сатьяграха», «Пассажирка», «Греческие пассионы» и «Три сестры».

«Facing South» («Лицом на юг») Л.К. Смит
Независимый театральный проект Montecchi VS Opera

5 июня 2021 года в 20.00 независимый театральный проект «Montecchi VS Opera» совместно с канадским музыкальным центром в Торонто (Canadian Music Centre) впервые в России представит оперу современного композитора Линды Кэтлин Смит «Лицом на Юг».
Канадский композитор Линда Кэтлин Смит — вторая женщина в мире, получившая престижную премию Жюля Леже в области новой камерной музыки. Её опера в десяти сценах для четырех солистов, вокального ансамбля трёх сопрано и оркестра прозвучит в Рахманиновском зале Московской консерватории. Она была создана в 2002 году на либретто Дона Ханны. В основу либретто легло историческое событие начала XX века — покорение командой американца Роберта Пири Северного полюса.
В спектакле присутствуют четыре центральных персонажа: первооткрыватель Роберт Пири, его жена Джозефина, чернокожий штурман Мэтью Хенсон и молодой эскимос, коренной житель Гренландии Миник, семью и земляков которого Пири обманом привез в Нью-Йорк и выставил в качестве живых экспонатов в Национальном музее.

«Vita Nuova (Новая жизнь)» В. Мартынов
Башкирский государственный театр оперы и балета

Опера в 2-х действиях
Либретто Владимира Мартынова и Эдуарда Боякова по одноимённому сборнику произведений Данте Алигьери
В опере использованы латинский, русский и итальянский языки
Copyright © 2017 by Donemus, The Netherlands
Продолжительность: 2 часа

Опера «Vita Nuova (Новая жизнь)» рассказывает о формировании гения Данте Алигьери. После смерти своей возлюбленной Беатриче он начинает вспоминать и анализировать свою жизнь. 
Первое действие рассказывает о периоде жизни с 9 лет - тогда он впервые встречается с Беатриче - и до настоящего времени. Данте мистик и символист, для него имеют значение цифры, и именно девятка стала для него сакральным числом. Он воссоздаёт в памяти каждую встречу с Беатриче, а их было всего четыре, и делится своими чувствами и эмоциями. Каждая встреча с любимой рождает в нём сонет и формирует его как поэта.
Во втором действии с Данте случается болезненный приступ. По замыслу создателей оперы, ему кажется, что он виновен в смерти возлюбленной. Поэт год не выходит из своей комнаты. Он переживает её смерть снова и снова, это становится его навязчивой идей.
Данте уходит служить Богу, надеясь найти покой и умиротворение и желая скрыться от собственной любви к Беатриче. Но и там он не может избавиться от этого чувства: возлюбленная приходит к нему в виде ангела. Данте возвращается к мирской жизни, понимая, что его призвание – писать, так создаётся «Божественная комедия».