Номинанты премии «Онегин» 2021
В Нижегородском театре оперы и балета «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта ставилась дважды – в 1935 и 1973 годах. Первую постановку осуществил режиссёр-постановщик Марк Валентинов. Дирижером-постановщиком был Исидор Зак, художником-постановщиком – К. Иванов. Зрители долго вспоминали красивый спектакль с великолепным звучанием оркестра и солистов. Второй раз «Свадьба Фигаро» вернулась на сцену под музыкальным руководством дирижера-постановщика Владимира Бойкова, в режиссуре Георгия Миллера и оформлении Анатолия Арефьева. «Спектакль порадовал стилистической гармонией: и видимое, и слышимое отличались тем изяществом, легкостью, искрометностью, которые излучает музыка Моцарта», - писал о спектакле Игорь Елисеев в книге «На музыкальной сцене». В 2021 году опера В.-А. Моцарта «Свадьба Фигаро» вновь вошла в афишу театра, представив необычную сценографию и режиссерское решение.
Полностью сохранив сюжетную линию и моцартовские смысловые акценты, постановщики подтвердили современность событий, описанных более 200 лет назад. Сохранены стилевые особенности музыки XVIII века в тембрах, динамике, гармоничном балансе звучания оркестра и клавесина, на котором дирижер сопровождает речитативы. Режиссер сделал для современных зрителей и исполнителей комфортным существование в придуманной почти 250 лет назад истории. Масштабные декорации (стены, жалюзи, шкафы, огромная кровать) с легкостью трансформируются. Элегантные костюмы соединяют стиль XXI века и исторические детали – напудренные парики и мушки. Световая партитура профессионально подчеркивает происходящее на сцене. Молодые солисты создают яркие и абсолютно отличающиеся в разных составах сценические образы. Видеокамеры транслируют действие на экраны в режиме реального времени. Зрителям есть, о чем подумать. «Свадьба Фигаро» – не игра и не костюмированное шоу, а каждый из нас в предлагаемых обстоятельствах.
Режиссер Филипп Разенков, многократно награжденный "Золотыми масками", на самарской сцене в тандеме с дирижером Евгением Хохловым поставил одну из самых популярных и значимых итальянских опер - "Бал-маскарад" Джузеппе Верди. Ключевые герои оперы оказались закованы в зеркальные маски-шлемы, в которых отражались людские слабости и пороки, как оказалось, неизменные во все времена.
Ричард – Иван Гынгазов («Геликон-опера»), Амелия – Татьяна Ларина (САТОБ), Ренато – Владислав Сулимский (Мариинский театр), Оскар – Ирина Янцева (САТОБ), Сэм – Георгий Шагалов (САТОБ), Том – Владимир Медведев (САТОБ), Ульрика – Агунда Кулаева (Большой театр), Сильван – Степан Волков (САТОБ), Судья – Алексей Перов (САТОБ), Слуга – Александр Агров (САТОБ), Двойник Ричарда – Виталий Нуштаев (Самара)
Когда-то благодаря «Опричнику» Чайковский завоевал репутацию «оперного композитора». Это был первый театральный опус гения, с которым он дебютировал в Петербурге. И именно с «Опричника» начался его плодотворный многолетний союз с выдающимся дирижером Эдуардом Францевичем Направником.
Либретто своей первой, увидевшей сцену, оперы Чайковский сочинил сам. Сюжет заимствовал из драмы Ивана Ивановича Лажечникова, одного из выдающихся русских исторических романистов. Первое исполнение оперы состоялось 12 апреля 1874 года. Премьера в Мариинском театре прошла вполне успешно. Однако счастливой судьбу «Опричника» не назовешь. Вскоре после смерти композитора он оказался совершенно вытеснен из театральной практики. «Опричник» затерялся в тени таких шедевров, как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», незаслуженно обвиненный постановщиками в неровности стиля и отсутствии драматического движения. И все же неслучайно опытнейший дирижер Мариинского театра обратил внимание на эту оперу Чайковского. Он разглядел в ней будущий шедевр.
Спустя столетия глубокое, незаурядное, многоплановое сочинение, пластичное для интерпретации, по-прежнему дает огромный простор творческой фантазии и позволяет режиссеру по-настоящему почувствовать себя первооткрывателем. «Опричник» редко появляется на афишах мировых оперных театров. История постановок этой ранней, увы, малоизвестной оперы композитора как в России, так и тем более в Европе, очень скудна. Непопулярность «Опричника» на современной оперной сцене – явление удивительное, тем более что мировая премьера оперы в Мариинском театре была очень тепло встречена зрителями. Быть может злой рок, так убедительно изображенный Чайковским в музыке, принялся преследовать эту оперу после ее премьеры, и обрек ее на печальную судьбу – значительно более скромную, нежели она, безусловно, достойна.
Редкому появлению «Опричника» на сцене есть объяснение. Опера сложна для исполнения: квинтет центральных героев написан для драматических голосов, напряжение в опере колоссальное и мало кому оказывается под силу достойно справиться с эмоционально крайне затратным стилем этого произведения. Тем более ожидаемым оказалось появление этого названия в репертуаре Михайловского театра.
«Наша задача – вновь открыть для публики эту интереснейшую оперу, – делился перед премьерой режиссер-постановщик спектакля Сергей Новиков. – Как говорил Федор Иванович Шаляпин, исполнявший партию князя Вязьминского, "Опричник", безусловно, обогатил бесценный ларец русской культуры"».
Ключом к пониманию художественной концепции постановщика стала установка на певца-актера, стремление подчеркнуть в работе самые сильные стороны труппы Михайловского театра: прочные навыки актерской игры, сценического ансамбля и культуры драматической сцены.
Замысел режиссера воплотил под чутким руководством дирижера и музыкального руководителя постановки Александра Соловьева блистательный ансамбль солистов. Главные партии в премьерном спектакле 20 мая 2021 года исполнили ведущие солисты Михайловского театра Сергей Кузьмин (Андрей Морозов), Александр Безруков (князь Жемчужный), Софья Файнберг (Басманов), Юрий Мончак (Молчан Митьков), Ирина Михайлова (Захарьевна), а также приглашенные Ольга Черемных (Наталья), Светлана Токарева (боярыня Морозова) и Алексей Тихомиров (князь Вязьминский).
Каждый из них на протяжении напряженного драматического действия проявил себя в сложнейших ансамблевых сценах, продемонстрировал безукоризненную дикцию, первоклассную актерскую школу и глубокое понимание самой сути природы музыкального театра Чайковского – типичный для композитора мотив порыва к счастью и роковую обреченность.
Верно найденный способ актерского существования, точно переданные интонации, пластика, жесты и осмысленная драматическая игра привели к созданию объемных сценических портретов. Развернутую характеристику в спектакле получили Наталья и боярыня Морозова. Образ верной своему чувству, стойкой в любви Натальи в исполнении Ольги Черемных во многом оказался близок таким оперным героиням Чайковского, как Татьяна, Мария, Лиза. Образ гордой боярыни, не способной примириться со своим унижением и бесчестием, создала Светлана Токарева, великолепно передав внутреннюю борьбу своей героини между стремлением смирить гордыню, покориться божьей воле и чувством оскорбленного достоинства, взывающего к возмездию. Не менее ярко оказался обрисован неустойчивый колеблющийся характер Андрея (Сергей Кузьмин), вокальная партия которого наполнена выразительными лирическими эпизодами. Вокально и актерски интересны царский любимец Басманов в талантливом исполнении Софьи Файнберг, властный и суровый князь Вязьминский Алексея Тихомирова, Молчан Митьков Юрия Мончака.
Эмоциональное воздействие этого спектакля в большой степени заслуга музыкального руководителя постановки. Потрясающая дирижерская работа, бережное и осмысленное прочтение партитуры позволили Александру Соловьеву добиться не только редкой цельности и звукового баланса, но и открыть в этой «несовершенной» опере великолепные музыкальные эпизоды, подчеркнуть динамику развития сценического действия, приблизиться к пониманию истоков оперного симфонизма Чайковского, что, в свою очередь, и вызвало столь пылкий отклик зрителей-слушателей.