Номинанты премии «Онегин» 2023

Н. Ляскова, И. Гынгазов, В. Гимадиева, Г. Агаджанян и другие
Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
«Кармен» Дж. Бизе

В Нижегородском (Горьковском) театре оперы и балета имени А.С. Пушкина опера Бизе была впервые поставлена в 1936 году. Но настоящее открытие «Кармен» для нижегородской публики состоялось в 1939 году. Режиссером стал начинающий свой творческий путь в оперном театре Борис Александрович Покровский, ставивший перед собой задачу создать «спектакль, который правильно бы донес идеи, характеры и музыкальные богатства гениального произведения Бизе». 

Режиссер новой постановки оперы Кармен Елизавета Мороз считает, что  «Кармен», как одна из самых популярных опер в мировом репертуаре, за счёт бесчисленного количества интерпретаций и вариаций на тему дает возможность говорить с помощью  этого материала о вещах, выходящих за рамки конкретного сюжета. Кармен — театрально-музыкальный миф, который помогает осмыслить природу человеческих отношений, а так же сам театр как таковой. В ней заложены мотивы абсолютной свободы, постоянной игры, пограничность ситуаций и придуманная французом Испания…  

Все это — в гениальной музыке Жоржа Бизе, новая версия которой состоится на сцене Нижегородского театра оперы и балета.

Ш. Чибиров, С. Создателева, Л. Костюк, Ю. Никанорова, М. Перебейонос и другие.
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
«Сельская честь» П. Масканьи

Впервые в театре «Геликон-опера» представлена знаменитая веристская опера, положившая начало новому течению в оперном искусстве – «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Удостоенная высшей награды на конкурсе издателя Эдоардо Сонзоньо, она в одночасье прославила своего автора и еще при жизни композитора покорила знаменитые сцены мира. Только в Италии «Сельская честь» была исполнена 14 000 раз – примерно 21 спектакль каждый месяц 55 лет подряд! В наше время на мировых сценах её ставят более 700 раз в год. Оперу высоко ценили и выдающиеся современники Масканьи – Дж. Верди и П.И. Чайковский.

Сильные характеры героев, молниеносная смена событий от любовной серенады до кровавого поединка соперников, экспрессивные кульминации, предчувствие трагедии и драматическая развязка – всё это во многом определило феноменальный успех «Сельской чести», повествующей о любви и безумной страсти, ревности и измене, предательстве и раскаянии. Ее музыка восхищает красотой и мелодическим богатством, а темы из оперы можно услышать не только в музыкальных театрах, но и в кино, начиная с фильмов 1950-х годов вплоть до телесериалов 2000-х.

Секрет шедевра Масканьи пытается разгадать режиссер Дмитрий Бертман: «Эта опера – одна из самых изумительных по красоте. Она задевает все струны человеческой души, потому что каждый из нас пережил и предательство, и измену. Мир стал очень жестоким, и иногда кажется, что история «Сельской чести» – уже атавизм, но ведь эта история происходит вне политики, вне контекста. Именно поэтому мы переносим действие спектакля в античный мир. Когда мы приезжаем, например, в Рим, мы видим в этих древних стенах вывески современных магазинов и толпы туристов. Это новая бизнес-цивилизация, которая наслаивается на древнюю. Вековая история античного камня пришла к засилью брендов… Увы, маркетинг нынче вытеснил всё! Но мы расскажем о старомодных чувствах, которые очень редки сейчас, которые не подвластны маркетингу».