Номинанты премии «Онегин» 2023
Премьера масштабной оперы «Князь Игорь» А. Бородина приурочена к 90-летнему юбилею Донецкого театра оперы и балета.
Выбор пал на это произведение не случайно. 1 сентября 1932 года театр открыл свой первый театральный сезон именно премьерой оперы «Князь Игорь». Прошло 90 лет – изменились взгляды на театральную эстетику, на подходы к сценическому оформлению, но неизменными остаются богатый историческими событиями сюжет и бессмертная музыка Бородина.
Конечно, для жителей Донбасса очень важно иметь спектакль, действие которого разворачивается на родной земле. Источником для либретто оперы «Князь Игорь»,
написанного самим композитором при участии музыкального критика и историка искусств В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе князя Игоря против половцев.
При упоминании о французском композиторе Жорже Бизе чаще всего вспоминаются мелодии хабанеры и сегидильи из оперы «Кармен», пожалуй, самой известной оперной драмы великого музыканта. Но есть в творчестве композитора малоизвестное и весьма неожиданное по своему сюжету произведение.
В 1938 году в Национальной библиотеке Франции (Париж) была организована выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Жоржа Бизе, на которой впервые была представлена неполная партитура оперы «Иван Грозный». За пять лет до этого события ее обнаружил Гийом де Ван — хранитель библиотеки Парижской консерватории. Ноты были найдены в бумагах Эмиля Штрауса (второго мужа вдовы Жоржа Бизе) после его кончины в 1929 году и переданы Национальной библиотеке Франции.
Опера «Иван Грозный» была написана Жоржем Бизе между 1862 и 1864 годами на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона. Это самая яркая и интересная из известных нам опер зарубежных композиторов на «русскую» тему. В основе сюжета лежит реальное историческое событие — женитьба царя Ивана Грозного на черкесской княжне, хотя большинство сюжетных линий в произведении являются художественным вымыслом.
Жорж Бизе, в отличие от многих других композиторов, писавших произведения о царе Иване Грозном как о жестоком правителе, показал главного персонажа своей оперы как лирико-драматического героя, искренне любящего свою супругу Марию. Царь Иван IV отнюдь не интриган или мнительный сумасброд, а, наоборот, жертва заговора боярина Юрлова и мести Игоря и Темрюка. Авторы оперы изобразили сложный и неоднозначный облик русского правителя, который мог быть как великодушным и любящим, так и безжалостным и мнительным. Это говорит о том, что они учитывали разные, порой противоречащие друг другу, исторические сведения, не стремясь создать идеальный образ заботливого и всеми любимого монарха.
В 1943 году в Париже в концертном исполнении были представлены несколько номеров из оперы «Иван Грозный». Первая постановка оперы со множеством купюр была показана в 1951 году в Большом театре Бордо. Труппа дала два представления своей постановки в «Опера-Комик» в Париже в декабре того же года. Затем произведение было поставлено в Кельне в апреле 1952 года и в Берне в декабре 1952 года. В 1975 году для медиагруппы BBC была создана более точная версия с восстановленным ранее непредставленным материалом. Впоследствии дирижер Говард Уильямс подготовил полное исполнительское издание оперы, используя собственную версию незавершенной финальной сцены (переработанную на основании материалов Жоржа Бизе), которая была представлена в концертном исполнении на фестивале в Монпелье. После этого об опере Жоржа Бизе забыли…
По прошествии почти 50 лет народный артист Российской Федерации и художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров воскресил яркую оперную страницу мирового музыкального театра XIX века. Творческая команда коллектива провела колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы, а народный художник Российской Федерации Вячеслав Окунев создал яркие и колоритные образы времен Ивана Грозного.
Музыкальный театр представляет оперу Винченцо Беллини «Норма» в постановке Адольфа Шапиро.
Итальянская премьера «Нормы» состоялась 26 декабря 1831 года в миланском La Scala. Через четыре года опера была представлена в России немецкой труппой, а первая постановка была осуществлена в Петербурге в 1837 году. Однако несмотря на известность и популярность, произведение Беллини крайне редко ставится в России, поскольку требует виртуозного владения техникой бельканто, а партия Нормы — одна из самых трудных в репертуаре сопрано. На сцене Музыкального театра опера «Норма» прозвучит впервые.
Конфликт между долгом и чувством, положенный в основу оригинального сюжета, никогда не терял (и по всей видимости не потеряет) своей актуальности. Композитор и автор либретто, поместив своих вполне итальянских героев в I век до нашей эры, да еще превратив их в друидов, ведущих борьбу с завоевателями-римлянами, поставили создателей спектакля перед дилеммой: попытаться, следуя ремаркам, воссоздать обычаи и обряды неизвестного племени, или, уловив звучание великих мелодий В. Беллини, отнестись к обстоятельствам времени и места действия как к условной форме. Режиссер и художник предложили артистам второй путь. Речь идет о сочинении поэтического произведения. Точнее – поэмы на главные темы, которыми занимается искусство: вера – любовь – смерть.