Номинанты премии «Онегин» 2025

Ксения Вязникова, партия - Баба- турчанка
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
«Похождения повесы» И. Ф. Стравинский

Заслуженная артистка России

Родилась в Москве. В 1998 окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, где овладевала певческим мастерством под руководством педагогов-корифеев отечественной оперной сцены, народных артисток России профессоров Нины Исаковой и Ларисы Никитиной. Годы учёбы отмечены успешными выступлениями в ряде масштабных творческих проектов (исполнение сольных партий в мессах И. С. Баха и Й. Гайдна, опере Г. Ф. Генделя «Ксеркс»), завоеванием дипломов на международных конкурсах вокалистов им. Печковского (Москва, 1996) и им. Н. А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1977). Творческие достижения молодой певицы были высоко оценены Международным благотворительным фондом «Новые имена», внесшего её имя в список лауреатов фонда и направившего её на двухгодичную стажировку в Венскую музыкальную академию. Руководитель стажировки профессор Инга Вемзер подготовила с Ксенией Вязниковой ведущие партии в операх Дж. Верди «Трубадур» (Азучена), В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (Керубино), Ж. Бизе «Кармен» (Кармен), и К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (Далила), которые были исполнены в спектаклях Венской государственной оперы и Чешской национальной оперы в Брно. Также в процессе венской стажировки певица успешно выступила на Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Шуберта (1997), завоевав первую премию и звание лауреата.

В 2000 году по приглашению народного артиста СССР профессора Б. А. Покровского Ксения Вязникова поступила в Московский камерный музыкальный театр, где работала свыше 5 лет, исполняя ведущие партии в 25 оперных спектаклях, среди которых Подточина («Нос» Д. Шостаковича), Хивря («Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского), Дорабелла («Так поступают все» В. А. Моцарта), Корнелия («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя) и другие.
В 2001 году актриса дебютировала в спектакле театра «Геликон-опера» в опере А. Берга «Лулу» в партии Графини Гешвиц, партии, отличающейся сложнейшим музыкальным языком, значительными вокальными трудностями и незаурядными актёрскими задачами. Дальнейшие её выступления в операх Дж. Верди «Фальстаф» и Ж. Бизе «Кармен» показали, что она идеально вписывается в реформаторскую концепцию оперной режиссуры Дмитрия Бертмана, предполагающей постановку оперы прежде всего как драматического спектакля, но с обязательным участием лучших вокальных артистических сил.

В 2003 году Ксения Вязникова органично вливается в труппу «Геликон-оперы», становится одной из его ведущих солисток. За время работы в театре ею исполнено свыше 25 оперных партий первого положения, создана галерея трагических образов (Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Мадам де Круасси в «Диалогах кармелиток» Ф. Пуленка, Ульрика в «Бал-маскараде» Дж. Верди), иронично-гротесковых персонажей (Баба-Яга в «Русалке» А. Дворжака, Принцесса Клариче в «Любви к трём апельсинам» С. Прокофьева, Миссис Квикли в «Фальстафе» Дж. Верди), исторических личностей (Марина Мнишек в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, императрица Екатерина Великая в «Царице» Д. Тухманова).

Богат и насыщен репертуар внетеатральных творческих свершений. Она участвовала в антрепризном спектакле – опере Р. Щедрина «Не только любовь» (партия Варвары), посвящённом юбилею композитора, в премьерных спектаклях Большого театра России, – операх А. Берга «Воццек» и М. Равеля «Дитя и волшебство», в исполнении монументальных кантато-ораториальных произведений («Реквиемы» В. А. Моцарта и Дж. Верди, «Всенощное бдение» С. Рахманинова, камерных вокальных сочинений и романсов русских и зарубежных авторов – М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Брамса, Ф. Шуберта, Р. Штрауса и других. Певица нередко выступала в медународных творческих проектах, участвовала в фестивалях искусств (Собиновском в Самаре, Шаляпинском в Казани), в оперных спектаклях других театров (в том числе, Большом театре России).

Наталия Ляскова, партия – Графиня
Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
«Пиковая дама» П.И. Чайковский

Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» за исполнение партии Юдит в опере «Замок герцога Синяя Борода» (2024)

Лауреат премии МХТ им. А. П. Чехова в номинации «Опера» за исполнение партии Юдит в опере «Замок герцога Синяя Борода» (2023)

Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» (2023) в номинации «Состав» за спектакль «Кармен» Бизе (Нижегородский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина)

В 2013‑м окончила отделение вокального искусства (академический вокал) Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс Татьяны Хохловой).

В 2013–2016 была стажером оперной труппы и солисткой хора musicAeterna Пермского театра оперы и балета. С сезона 2016/17 — солистка Пермской оперы. С сезона 2021/22 также солистка Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. С сезона 2023/24 — приглашенная солистка Михайловского театра (Санкт-Петербург).

Давид Погосян, партии - Андреас, Кошниль, Питтикиначчо, Франц
Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича
«Сказки Гофмана» Ж. Оффенбах

Лауреат международного конкурса. Родился в Самаре. Окончил Самарское музыкальное училище имени Д.Г. Шаталова по специальности «вокальное искусство» (2016), Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса по специальности «вокальное искусство» (2020). В 2020 году принят в Молодежную оперную программу Самарского академического театра оперы и балета. В труппе театра с 2022 года.

Маргарита Глазунова, партия - Сметон*
Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко
«Анна Болейн» Г. Доницетти

*по решению жюри номинация изменена на Роль второго плана за партию Сметона

Окончила Музыкальный колледж при МГИМ им. А.Г. Шнитке и Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке (Класс педагога И.Г. Чистяковой).

Во время обучения исполнила партии: Керубино («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта), Флора («Травиата» Дж. Верди), Мэг («Фальстаф» Дж.Верди), Варвара Васильевна («Не только любовь» Р. Щедрина), Дзита («Джанни Скикки» Дж. Пуччини), Рита Осянина,Елкина («Зори здесь тихие» К.Молчанова), Лаура («Иоланта» П. Чайковского), Сестра Ревнительница («Сестра Анджелика» Дж. Пуччини) и другие. 

С 2025 года солистка-стажер Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Лауреат 3-й степени «Гранты Мэра Москвы» 2022 г.