Номинанты премии «Онегин» 2024

«Мастер и Маргарита» С. Слонимский
Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича
В. Боровиков, А. Лапа, Р. Николаев, С.Лейферкус, М. Губский и другие
«Русалка» А.С. Даргомыжский
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Д. Ульянов, Е. Гусева, В. Дмитрук, Е. Лукаш, К. Мусланова и другие

«Русалка» Даргомыжского — актуальная во все времена социальная драма: дочь Мельника Наташа брошена Князем, женившемся не по любви, а по сословному этикету. Оскорбленная девушка бросается в воды Днепра. Проходят годы, но Князь не может забыть свою первую любовь. А Наташа, превратившаяся в русалку, мечтает о мести.

Литературной основой оперы стала одноименная неоконченная драма А.С. Пушкина, заключительные сцены дописаны самим Даргомыжским, который выступил автором либретто. «Русалку» называют первой русской лирико-драматической бытовой оперой, характеры ее персонажей как будто взяты из жизни. Новый взгляд на народную тему, реалистичность образов, насущность сюжета и конфликтов значительно выделяют произведение из ряда музыкальный сочинений середины XIX века.

На сцене перед зрителем предстанут два мира: реальный и фантастический — подводное царство русалок. Режиссер-постановщик Александр Титель предлагает взглянуть на подводное царство как на проекцию внутреннего мира человека: горькие сожаления и острое чувство вины делают призрак реальностью.

В своей опере Даргомыжский стремился прежде всего раскрыть душевный мир героев, их характеры, которые меняются под влиянием событий и проявляются в напряженных ансамблевых сценах. Той же идее служит и лаконичная, образная сценография Владимира Арефьева: простор сценического пространства заполнят драматические переживания героев.

«Триумф Времени и Разочарования» Г.-Ф. Гендель
Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Д. Идрисова, С. Годин, Я. Дьякова, А Немзер

Оратория «Триумф Времени и Разочарования» | «Il trionfo del tempo e del disinganno» была написана Георгом Фридрихом Генделем (George Frideric Handel 1685-1759) во время его итальянского периода. Гендель приехал во Флоренцию в 1706 году, имея опыт работы дирижером оперного театра в Гамбурге и две написанные и успешно поставленные оперы. В Италии же — признанной Мекке оперного искусства — молодой музыкант стремился постичь самые глубинные и сокровенные секреты мастерства. 

Написав во Флоренции теперь уже типично «итальянскую» оперу «Родриго», Гендель отправился в Рим. Своей игрой на органе в храме Святого Иоанна Крестителя в Латеране он приобрел сильного покровителя — кардинала Бенедетто Памфили. На его тексты Гендель создал свою первую ораторию — жанр, принесший композитору славу и бессмертие. Надо сказать, что оперы в католической столице были запрещены. Но первая генделевская оратория ничем не уступала театральному действу ни по накалу страстей, ни по красоте партитуры. 

Текст, принадлежащий перу Памфили, был назидательным, философским, полным католических моральных постулатов. Но гениальный и такой еще молодой и страстный Гендель написал на него музыку, полную чувства и драматических коллизий.

Оратория «Триумф Времени и Разочарования» была закончена в мае 1707 года и вскоре с успехом исполнена. 

Уже в Лондоне, через много лет после премьеры Гендель дважды редактировал ораторию, ставшую в новом варианте его последним произведением.  

Красота стремится к удовольствиям, поощряемая Наслаждением. Но Время и Разочарование призывают ее к аскезе и самоуничижению. Наслаждение объявляется врагом Истины. Красота выбирает небесную благодать взамен земных радостей, соглашается   претерпеть наказания за прежние суетные желания.

 

Елизавета Мороз, режиссер-постановщик: «Придумывая историю, которая могла бы объяснить, сделать наглядным и ощутимым для нынешнего зрителя этот спор аллегорий, я отталкивалась от хроники создания «Триумфа». Как известно, Гендель обращался к этому материалу трижды: совсем юным композитором на заре карьеры, зрелым мастером в зените славы, признанным мэтром, почти ослепшим на пороге смерти. Как будто композитор стал героем своей же оратории, пройдя все этапы ее сюжета. Так и Красота, центральный персонаж спектакля, проживает за время звучания музыки целую жизнь, причем не в первый раз: это посмертный подарок или опасный, искусительный и не слишком милосердный опыт, который дарят ей — а может, ставят над ней — три других персонажа».